Подмосковный Сергиев Посад у большинства людей ассоциируется с прекрасной достопримечательностью — архитектурным собранием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сюда приезжают тысячи жителей не только из ближайших поселений, но и со всех уголков России, чтобы вживую ознакомиться с символом города. Свято-Троицкая Сергиева Лавра хранит на своей территории мощи монаха Сергия Радонежского — основоположника этого святого места и духовного наставника народа древней Руси. Свято-Троицкая Сергиева Лавра имеет насыщенную историю, которая начинается с XIV столетия.
Содержание
- 1 История Троице-Сергиевой Лавры
- 2 Зодческий комплекс Троице-Сергиевой Лавры.
- 2.1 Троицкий собор
- 2.2 Успенский собор
- 2.3 Надкладезная часовня
- 2.4 Храм преподобного Никона Радонежского
- 2.5 Церковь Сошествия Святого Духа
- 2.6 Больничная церковь
- 2.7 Трапезная церковь во имя преподобного Сергия
- 2.8 Царские чертоги (Думская семинария)
- 2.9 Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи
- 2.10 Церковь явления Пресвятой Богородицы
- 2.11 Храм Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии
- 2.12 Колокольня
- 3 Как добраться
- 4 Где остановиться
История Троице-Сергиевой Лавры
История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры берёт своё начало с первой половины XIV века. Датой основания святой территории считается 1337 год, когда странник и монах Сергий Радонежский выбрал для проживания расположенный на этом месте холм под названием Маковец. Со временем сюда начали прибывать другие подвижники, и местность, находящаяся всего в 70 км от Москвы, разрослась до монастырского городка.
Становление монастыря при Сергии Радонежском
Как было сказано выше, в 1337 году Радонежский со своим братом выбрали для места жительства эту возвышенность. Выбор местности для поселения был совершенно случайным: ранее Сергий (тогда он носил имя Варфоломей) со своим братом Стефаном проживали в поселении Радонеж, расположенном неподалёку. Туда они переселились в связи с набегом ордынских войск на город Ростов, где некогда жила их семья.
Родители братьев переехали в небольшой населённый пункт, спасая себя и детей от гибели. В конце своей жизни они ушли служить в обитель, находящуюся в Хотьково. Братья: Варфоломей и Стефан начали вести отшельнический образ жизни.
Скитаясь по ближайшим землям, братья облюбовали холм под названием Маковец, расположенный посреди дикого леса. Они возвели здесь жильё и небольшую деревянную церковь. Однако спустя некоторое время брату Стефану надоели суровые условия отшельнической жизни. Зимой в келье было холодно, и каждый день приходилось добывать пищу и защищаться от хищников. Поэтому он принял решение уйти в обустроенный монастырь, а Варфоломей продолжил жить среди дикой природы.
Со временем жители ближайших поселений стали узнавать о монахе, проживающем в глухом лесу. К Сергию начали приходить люди, искавшие духовности: некоторые из них оставались жить рядом с праведником. Таким образом, постепенно была образована Сергиева община, впоследствии разросшаяся до монашеского поселения. Радонежский настолько сильно любил Бога и праведно служил ему, что в народе монаха начали называть святым.
К преподобному Радонежскому обращался за духовной помощью сам Дмитрий Донской, желая получить благословение перед битвой с монголами. Игумен дал надежду и веру князю, предсказав ему победу в сражении, которая действительно свершилась, а Дмитрий стал великим правителем Руси.
К концу 14 века Свято-Троицкая Сергиева Лавра была крупнейшей обителью в Подмосковье, и даже после смерти Радонежского её территория не осталась покинутой – служители со всей России приезжали для проживания и ведения хозяйства в стенах монастыря.
XV-XVII век
В XV столетии на месте первого религиозного сооружения — церкви из дерева — было решено построить Троицкий собор. Храм соорудили из белого камня, что придало ему надёжность, красивое убранство и величественность. Религиозное сооружение с тех пор хранит в своих стенах останки основателя — Сергия Радонежского.
В 30-е годы XVI столетия в Троицком монастыре совершается крещение будущего правителя Руси — Ивана Четвёртого. Правитель впоследствии регулярно приезжал сюда и стал инициатором дальнейшего развития обители. За всё время правления он выделил из казны более 25 тысяч рублей на дальнейшую постройку. В 1550-х годах вокруг обители возводятся стены из камня, запруды и близлежащий пруд. Позже возвели Успенский собор, по внешнему виду схожий с московским.
Благодаря каменным постройкам и мощным стенам со рвами Свято-Троицкая Сергиева Лавра приобретает вид стойкого укрепления. В XVII веке за стенами монастыря служащие обители выдержали осаду польских войск, решивших посягнуть на русские земли. 16 месяцев продолжалась осада, которая унесла жизни более 700 монахов и 2 тыс. стрельцов. В 1610 году врага разгромили войска Михаила Скопина-Шуйского.
Это событие значительно повлияло на дальнейшую судьбу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Люди начали жертвовать в казну большое количество средств, на которые удалось восстановить разрушенные стены и постройки обители. Стены Лавры стали ещё более крепкими и высокими, а на территории появились новые сооружения. Трапезная преобразилась за счёт росписи, близ неё возвели церковь Михаила Малеина и колокольню, палаты для лечения, кельи и царское жилье. Останки основателя — Сергия Радонежского.
XVIII–XIX век
В начале XVIII столетия строительство на территории Лавры было приостановлено. Большая часть государственных средств пошла на военные нужды для боевых действий Северной войны, а затем и возведение новой столицы — Санкт-Петербурга. В это время правителем Петром Первым была запрещена постройка зданий из камня. В 1708 году, в связи с угрозой нападения войска из Швеции, стены обители начали укреплять.
Во время правления Елизаветы Петровны Свято-Троицкая Сергиева Лавра вновь начала развиваться. Согласно проекту мастера Ивана Мичурина, здесь возвели новую колокольню с крупным колоколом весом более 4 тыс. пудов, были уничтожены все деревянные здания с дальнейшей их перестройкой в каменные с позолотой и лепниной, все постройки покрасили в насыщенные цвета, а царские палаты приобрели более роскошный вид благодаря отделке дорогими материалами.
В XIX веке Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала одной из богатых обителей страны и вошла в список самых обширных землевладельцев. Здесь велась активная торговля ресурсами, а также при монастыре работали предприятия.
XX век
В начале XX столетия монастырь продолжал развиваться, но после революции всё изменилось не в лучшую сторону. В 1919 году обитель закрыли, выселили всех монахов, а мощи основателя изъяли. Религиозные здания приспособили под клубы, столовые и учебные классы.
Во второй половине XX столетия здания отреставрировали и избавили их от не относящихся к религии организаций.
В 93-м году Свято-Троицкая Сергиева Лавра вошла в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. А в конце XX столетия и начале следующего постройки обители и её стены приобрели первоначальный вид: восстановили рисунки на стенах, отреставрировали крыши церквей, воссоздали звонницу и большой колокол на ней.
На сегодняшний день Свято-Троицкая Сергиева Лавра имеет вид, приобретённый в 15–19 веках. Это прекрасный архитектурный ансамбль из камня с величественными храмами и другими постройками, которые венчают позолоченные и яркие кровли. Исторический комплекс занимает территорию в 22,75 гектара и располагает тремя крупными соборами и более чем 7 церквями, а также трапезной, кельями, садом и источником.
Зодческий комплекс Троице-Сергиевой Лавры.
Архитектурный ансамбль Сергиевой Лавры расположен в Сергиевом Посаде, находящемся в 70 км от города Москвы. Комплекс зданий выполнен согласно проектам наиболее опытных мастеров страны в 15–19 веках. На местности монастырского городка размещено более 50 зданий религиозного, хозяйственного, торгового и других направлений. Описание и небольшая история самых знаменитых из них даны далее.
Троицкий собор
Это сооружение является самым первым собором, с которого и начал развиваться комплекс зданий. Троицкий собор построили в начале XV века на месте одноимённой церкви, возведённой Сергием Радонежским.
Четырёхстолпное крестово-купольное здание было возведено преемником основателя — Никоном. Сооружение венчает позолоченный купол на башне. Сам храм имеет белые стены и оформлен плетёным орнаментом по периметру.
Иконы в храме выполнены знаменитыми мастерами: Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Здесь можно увидеть известную работу Рублева — «Святая Троица». Внутри здания хранятся мощи игумена Радонежского, и сохранилось 40 оригинальных икон, помещенных сюда со времён строительства религиозного сооружения. Над местом захоронения преемника игумена, близ храма, возвели церковь, имеющую название Никоновская.
Успенский собор
Главным сооружением Лавры можно считать Успенский собор. Постройка строилась более 25 лет: закладка её первого камня датируется 1559 годом. Возведение храма окончилось во время царствования Фёдора Иоанновича.
Эта религиозная постройка схожа по внешнему виду с храмом в Москве, но её размеры значительно превышены. Однако внешнее убранство и архитектурные формы практически повторяют одноимённый собор в столице. На стенах собора можно заметить фрагмент владимиро-суздальского направления — аркатурно-колончатый пояс.
Внутри храм украшен фресками и содержит большой иконостас, оформлением которого занимался Симон Ушаков. Также в соборе находится деревянная рака, где ранее находились мощи основателя общины. У стены собора находится усыпальница семьи Годуновых.
Надкладезная часовня
Эта небольшая часовня выполнена в аккуратном стиле с резьбой и росписью. Четыре яруса красно-белой постройки выглядят гармонично и напоминают пирамиду. Окна часовни с белоснежными ставнями и наличниками делают её похожей на небольшой дворец. Внутри часовни находится священный источник, вода из которого исцеляет болезни и даёт энергию.
Храм преподобного Никона Радонежского
К Троицкому собору примыкает здание церкви, основанной в XVII веке в дань памяти преемнику преподобного Сергия — Никона. Религиозное сооружение возведено на месте упокоения Никона и представляет собой небольшое помещение с иконостасом и фресками с изображениями святых.
Церковь Сошествия Святого Духа
На территории Лавры находится лаконичная религиозная постройка — это Церковь Сошествия Святого Духа, или Духовский храм. Возведена она в XV веке при царствовании Ивана Третьего. Церковь содержит колокольню, которая в XV столетии выполняла функцию оповещения об опасности жителей поселения. Здесь проживали сторожи, следившие из окон башни за обстановкой вокруг.
Больничная церковь
Это здание построили в честь основателей Соловецкого монастыря. Рядом с ним располагаются больничные палаты, принимавшие во времена боевых действий раненых. Купол церкви в виде шатра схож с куполом Соловецкого Преображенского храма. Большое количество декоративных элементов на здании и палатах делают постройку особенно прекрасной. Сегодня в помещениях больницы находятся зал библиотеки и Соборная палата.
Трапезная церковь во имя преподобного Сергия
Это прекрасное строение возвели на 300-летнюю годовщину смерти основоположника обители в 17 веке. Оно построено в антураже русского барокко, о чём говорит обилие декора и его изящные формы. Трапезная церковь стала одним из самых красивых религиозных сооружений того времени и очень нравилась прихожанам.
Внутри она такая же изящная: её стены и своды украшают лепнина и роспись. Пол здания выложили разноцветной плиткой, создающей узоры, а свод, иконостас, переливается золотом.
Название церкви также связано с трапезным залом, расположенном в западной части строения. В трапезной принимали царей и приближённых к ним людей после окончания богослужения.
Царские чертоги (Думская семинария)
На территории Лавры можно увидеть двухэтажное строение, схожее по стилю с Трапезной церковью. Это здание находится по другую сторону монастыря, но при взгляде на общую картину создаёт гармоничную композицию в совокупности с вышеупомянутым храмом. Это Царские чертоги, в которых проживали знатные лица и приближённые к ним во время посещения обители. Чертоги имеют такой же «шахматный» декор с использованием белого камня и узорчатые наличники.
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи
Ещё одно здание, имеющее так называемый «нарышкинский» стиль, встречает прихожан при входе на святую землю. Собор возвели над Святыми воротами, являющимися основным входом на территорию местности. Надвратный храм состоит из пяти башен с куполами красного цвета. Увидеть его можно, пройдя через арку на территорию и повернувшись в сторону входа. Вместе с воротами церковь составляет единое строение, выполненное в стиле барокко.
Церковь явления Пресвятой Богородицы
Близ Трапезной церкви находится небольшое религиозное сооружение, связанное с чудесным событием в жизни преподобного Сергия. Согласно этой истории, в один день, во время молитвы Радонежского о спасении созданного им монастыря, монаху явилась Богородица. Дева Мария пообещала основателю обители не оставлять без внимания эту святую землю. Это чудесное явление видел преподобный по имени Михей: его похоронили на территории Лавры на том месте, где возвели церковь. Из-за этого её иногда называют Михеевской.
Храм Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии
История этого сооружения также примечательна. Изначально на этом месте находилась поварня, где расположилась икона Божьей Матери Одигитрии. В это время в Троице-Сергиевой Лавре проживал служащий, страдающий серьёзным увечьем: его руки не имели силы и были иссохшими. Однажды этому человеку приснился вышеупомянутый лик святой Марии, и после сна служащий обнаружил, что излечился от недуга.
Об этом случае поведали императрице Анне Иоанновне, и вскоре по её инициативе вместо поварни возвели церковь, нарекаемую в честь иконы. Однако первоначальная постройка просуществовала недолго, и в XVIII столетии на деньги графа А. Г. Разумовского возвели новое здание церкви. Это сооружение и сохранилось до сегодняшнего дня. Церковь имеет вид елизаветинского барокко и красивое оформление внутри, содержащее уникальную роспись, украшения из мрамора, жемчуга и дорогих металлов, а также изображения святых в скульптурном исполнении.
Колокольня
В первой половине XVIII века, во время царствования Елизаветы Петровны, возвели прекрасную звонницу высотой в 90 метров. Здание имело 40 колоколов во главе с Царь-колоколом, имеющим вес в 67 тонн. Звон этого величественного колокола был слышен во всей Сергиево-Посадской области и даже в городе Мытищи. Первый Царь-колокол уничтожили во время революционных беспорядков, и в 21-м столетии его заменили новым, который превысил вес первоначального на 3 тонны.
Как добраться
До Лавры лучше всего доехать из Москвы на электричке, добравшись в столице на метро до станции «Комсомольская», а затем пройдя на Ярославский вокзал. Оттуда нужно сесть на электропоезд, который едет до Сергиева Посада, Балакирево или Александрова. Ехать придётся около полутора часов, стоимость билета составит примерно 200 рублей. От вокзала до Лавры можно дойти пешком: дорога имеет расстояние около 1 км.
Чтобы добраться на автобусе, нужно сесть на маршрут № 388, идущий от автовокзала на станции «ВДНХ». Автобус доедет до автовокзала Сергиева Посада, расположенного возле ж/д вокзала, и оттуда пешком можно пройти до Лавры. Проезд на автобусе будет стоить 200 рублей, а время займёт около 1,5 часа.
На автомобиле можно доехать до Лавры по Ярославскому шоссе, путь займет примерно 60 минут. На 46-м километре нужно свернуть к Сергиеву Посаду и двигаться по проспекту Красной Армии.
Также можно приехать с гидом. На официальном сайте можно посмотреть расписание экскурсий в Свято-Троицкую Лавру. Также в интернете можно найти магазин Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где продают иконы, книги, религиозную утварь, сувениры и прочую продукцию, связанную с обителью. Путешествия по России будут намного увлекательнее, если у вас карта Тинькофф.
Где остановиться
Возле обители находится несколько гостиниц с высокой оценкой, где можно остановиться, чтобы с комфортом отдохнуть.
Это гостиница «Лавры», созданная близ обители специально для проживания прихожан. Удобное расположение и светлые номера делают «Лавры» любимой гостиницей для прибывших в город.
Гостиница «Старый город» находится недалеко от монастыря на проспекте Красной Армии. Это красивое здание, выполненное в определённой стилистике, имеет все блага для проживания гостей.
Также хорошими местами для проживания станут:
- «Гостевой дом Шишкина» на улице Пионерская;
- гостиница «Уют» и гостиница «Центральная» в Овражном переулке;
- «Барские полати» на Вавиловой улице.