Само название — Поцелуев мост — пропитано романтикой и своеобразным эротизмом. Это мостовое сооружение Северной столицы на Мойке объединяет Адмиралтейский остров с Казанским. В непосредственной близости от него находится центральный музей военно-морских сил и уникальный комплекс под названием «Новая Голландия».
Эта популярная у петербуржцев зона для отдыха взрослых и детей находится на двух искусственных островках, на которых располагается красивый парк с аттракционами, многочисленные кафе и рестораны.
Содержание
Чем обусловлено такое название
Первоначально сооружение представляло собой деревянный пешеходный мост с разводным пролётом, служащим для пропуска речных судов. Для сохранности материалов в условиях промозглого питерского климата конструкции необходимо было регулярно красить. Подбором цветовой гаммы особо не занимались, использовали любые имеющиеся в наличии краски. Из-за постоянно меняющегося цвета мостовой переход стали называть Цветным мостом.
Своё современное название мостовой переход получил только по прошествии более полувека. В это время сооружение уже состояло из трёх пролётов и имело выделенную полосу для проезда гужевого транспорта.
Официальная версия столь романтического названия весьма прозаична и полностью лишена какой-либо эротичной окраски. Дело в том, что около 1790 года на левом берегу Мойки недалеко от моста купец третьей гильдии Поцелуев Никифор Васильевич открыл питейный дом под названием «Поцелуй».
Этот трактир быстро стал довольно популярным среди горожан и дал расположенному рядом мосту своё название. Народное название прижилось и стало официальным.
Немного истории
В первой половине XVIII столетия по створу будущего мостового перехода существовала переправа через Мойку. Ненадёжный мост сделали активные местные жители из подручных материалов. Первоначально через речку просто перекинули несколько сбитых между собой брёвен.
Затем по брёвнам прибили настил из досок и огородили его простенькими перилами. В 1738 г. на том же месте возвели деревянный пешеходный мост на опорах из камня. Для прохода мачтовых кораблей посередине располагался подъёмный пролёт.
Через тридцать лет мост был перестроен в однопролётный, приспособленный для проезда на гужевом транспорте.
XIX век — первая реконструкция моста
К началу XIX века значительно возросли транспортные нагрузки. Обветшалые деревянные конструкции не отвечали требованиям современного города.
С 1808 года была начата капитальная реконструкция переправы по типовому проекту работающего в России шотландского инженера и архитектора Вильяма Гесте.
Но нападение французской армией под командованием Наполеона вынудило приостановить работы. Строительство удалось завершить только к 1816 году. Мостовой переход приобрёл свой современный архитектурный вид.
- Единственный пролёт перекрывала чугунная арочная конструкция, мост стал неразводным, надсводная часть с фасада закрывалась тяжёлыми плитами из чугунного литья.
- По всей ширине пролёта располагалось 14 рядов чугунных тюбинговых элементов эллиптической формы, изготовленных на уральских демидовских заводах. Вдоль пролёта каждый ряд состоял из семи аналогичных тюбингов.
- Соединение элементов в единую конструкцию выполнили на болтах. Чугунную арку заделали в тело обоих устоев на длину целой коробки (около 3 м).
- Мощные устои из бутовой кладки облицевали гранитными плитами. Покрытие проезда и тротуара было выполнено мощением из диабазового камня.
- Тротуары огораживались от проезжей части чугунными панелями с простыми узорами и тумбами, сохранившимися до наших дней. С обеих сторон переправу украшали четыре облицованных гранитом чугунных обелиска с фонарями освещения.
- Полная длина мостового сооружения по граням устоев составила около 35 метров, длина металлического пролёта — 21,9 м, общая ширина — 21,2 метра, в том числе проезд — 15,3 м и два пешеходных тротуара, каждый по 2,95 м.
XIX век — реконструкция моста после наводнения
Следующая масштабная реконструкция была выполнена в 1824 году после сильнейшего наводнения, в результате которого сооружение чуть было не обрушилось из-за смещения несущих конструкций. Работы по полной перестройке и укреплению моста продолжались несколько лет.
Два года, начиная с 1907-го, проводилась капитальная реконструкция по проекту инженера Андрея Петровича Пшеницкого. Руководителем работ выступил инженер Оттомар Александрович Маддиссон. Генеральным подрядчиком стал металлический завод Санкт-Петербурга.
Работы производились поэтапно: первоначально выполнялась реконструкция верховой части переправы, по завершении приступали к низовой.
- Чугунные арки были заменены на железные клёпаные двухшарнирные.
- Проезжая часть была расширена для прокладки трамвайных путей, для чего на специальные выносные консоли перенесли пешеходные тротуары.
- До водного горизонта частично переложили тело устоев.
- На мосту установили новые перильные секции, но сохранили их прежний рисунок, на устоях оставили ранее существующие перила и гранитные парапеты.
XX век
В 1952 г. для воссоздания мосту его исторического облика под руководством петербургского архитектора Александра Лукича Ротача выполнили реставрационные работы. Устои моста вновь украсили четыре обелиска с шарами на верхушках, на которых подвесили четырёхугольные фонари.
Реставрационные работы продолжились в 1969 году. Шары на обелисках покрыли позолотой, и подверглись восстановлению ещё некоторые элементы старого убранства. В 1998 году выполнили покраску пролётного строения и убрали ограждение из гранита.
В 2010 г. с проезжей части убрали недействующие трамвайные пути и уложили новое покрытие проезда. Несмотря на такое количество проведённых реконструкций, внешний вид мостового сооружения в настоящее время практически не изменился с начала 19 столетия. Хотя несколько увеличились его размеры: общая длина — 41,5 м, при ширине 23,5 м.
Мост включён в реестр памятников культурного наследия РФ и взят под государственную охрану.
Легенды и обычаи, связанные с мостом
Поцелуев мост издавна оброс множеством различных легенд, вот только несколько из них:
- По реке Мойке в 18 веке проходила граница города. Мостовой переход являлся местом прощания и радостных встреч, обязательно сопровождающихся поцелуями;
- В старину на мосту проходили тайные свидания молодых влюблённых парочек, которые, конечно, не могли обойтись без пылких поцелуев;
- Приятная традиция — целоваться со всеми без исключения проходящими или проезжающими по мосту;
- Считается, что долгий поцелуй в центре моста при расставании с любимыми обязательно приведёт к новой встрече;
- Поцелуев мост неразводной, поэтому поцелуи на нём гарантируют влюблённым вечную любовь, в отличие от разводных, символизирующих непременное расставание;
- В наше время традиционно на эту мостовую переправу приезжают в день свадьбы. Чтобы семейная жизнь новоиспечённых супругов была долгой и счастливой, они должны, пересекая мост пешком или на свадебной машине, начать целоваться в начале моста и закончить только на его конце;
- У влюблённых стало традицией вешать на мосту небольшой «замочек любви» с написанными на нём их именами, выбросив ключи от него в воды Мойки. Это должно было стать символом нерушимости их любви. Множество таких замочков даже привело к необходимости установки на мосту специальной ограждающей конструкции.
Заметка для туристов и гостей города
Поцелуев мост включается во многие пешеходные и водные экскурсии по Северной столице. Кстати, при проходе экскурсионного катера под мостом нужно тоже обязательно поцеловаться.
Расположение мостового сооружения в центре города способствует ознакомлению с многочисленными городскими достопримечательностями, расположенными по соседству с ним.
Это привело к изображению моста на живописных картинах многих художников и на различных сувенирах. А романтическое название — к упоминанию в художественных произведениях, в шутливых песнях, любовной лирике и стихах.
До мостового перехода просто добраться и самостоятельно. Ближайшие станции метро — «Спасская», «Садовая» и «Сенная площадь». От них можно не спеша пройтись за 10 минут или проехать на многочисленном наземном транспорте.
Путешествуя по России, туристам будет интересно посетить Поцелуев мост и послушать многочисленные легенды, связанные с его названием.
Надо побывать на этом мосту и поцеловаться с любимым.)))