«Музей мостов» — это необычная выставка мостовых переходов, расположенная в Санкт-Петербурге. Подавляющее большинство строительных объектов возводится в относительно благоприятных условиях: на равнинах и прочных грунтах в основании. Мосты же возводятся там, где пути сообщения встречают различные естественные и искусственные препятствия: овраги, ущелья, реки, ручьи, озёра, заливы, каналы, дороги.
Кроме того, мосты, в отличие от других строительных сооружений, несут движущие нагрузки от автомобилей, поездов и пешеходов. Такие особые условия требуют соответствующих способов возведения с применением самых современных конструкций и материалов.
Мостовые переходы всегда были и являются сейчас наглядным показателем уровня развития строительного искусства. Поэтому естественно, что создатели мостов являются наиболее искусными среди громадной армии строителей. Туристы, которые выбирают путешествия по России, с большим интересом посещают этот необычный музей.
Содержание
История создания музея
Мировое и российское мостостроение за свою славную историю прошло длинный путь развития от простейших конструкций до чрезвычайно сложных. Многие из них стали настоящими шедеврами инженерной мысли. Но всё в нашем мире по разным причинам с течением времени разрушается и гибнет.
Не исключение и живущие своей жизнью мосты. Но история части этих великолепных человеческих творений бережно хранится в залах Санкт-Петербургского музея мостостроения.
По высочайшему указу российского императора Александра I в 1813 году на территории первого Транспортного института России выделили помещение для хранения ценных экспонатов по истории отечественного мостостроения.
В новый Музей мостов со всех концов нашей Отчизны стали поступать уникальные экспонаты, связанные с проектированием и строительством мостов. Это были различные документы, фотографии и модели построенных по всей России мостов.
Некоторые модели знаменитых мостовых сооружений изготовили для представления на международных технических выставках, а по их завершении попадали в музей. Другие модели изготавливались для проведения испытаний объектов на прочность и динамические воздействия.
Часть моделей служила строителям наглядным образцом при возведении того или иного моста, а по завершении строительства передавалась в музей.
Постепенно в фондах музея образовалась уникальная коллекция из более ста моделей построенных и уже исчезнувших мостовых сооружений. Средний возраст представленных моделей составил 160 лет, а наиболее старых — более 200 лет.
Эти памятники истории позволяют получить наглядное представление о конструкции первых мостов Царской России, проследить различные этапы становления отечественного мостостроения и насладиться подлинными шедеврами строительного искусства.
Музейные композиции, выставленные в новом здании
Небольшие помещения, выделенные под размещение музейных экспонатов в здании транспортного института, длительное время не позволяли выставить их все для широкого обзора. Большинство приходилось хранить в запасниках.
Настоящим прорывом стало выделение Музею мостов в 1992 г. помещений в Красном Селе в офисном здании мостоотряда № 19. Это были шесть больших залов. Но доступ для осмотра музейных экспозиций был довольно ограничен, экскурсии проводились только по предварительной записи. Да и расположение за пределами городской черты тоже добавляло трудностей для самостоятельного посещения.
Решению проблемы помогла передислокация в сентябре 2019 г. в центральную часть Северной столицы. Сегодня этот уникальный Музей мостов располагается по адресу: Мучной переулок, дом 2. До него легко добраться, прогулявшись лёгким шагом от станции метрополитена «Сенная площадь». Это займёт около семи минут.
Что представлено в музее
Экспонаты обновлённого музея размещаются в четырёх огромных залах.
Первый зал представляет модели девятнадцати мостовых переходов, возведённых в разное время непосредственно в Санкт-Петербурге.
Во втором зале — различные городские мосты с разных областей России, в том числе и два Петербургских.
Экспозицию третьего зала посвятили таким выдающимся представителям отечественного мостостроения, как:
- Кербедз Станислав Валерианович, справедливо считающийся патриархом российских инженеров-мостостроителей;
- Журавский Дмитрий Иванович — всемирно известный мостостроитель;
- Николай Аполлонович Белелюбский — выдающийся русский мостовик, академик Императорской Академии художеств;
- Передерий Григорий Петрович — знаменитый российский учёный-мостостроитель, академик АН СССР;
- Лавр Дмитриевич Проскуряков — легендарный русский мостовик;
- Евгений Оскарович Патон — советский мостостроитель, академик;
- Кулибин Иван Петрович — известный русский изобретатель-самоучка;
- Шухов Владимир Григорьевич — русский архитектор, почётный член советской АН;
- Бетанкур Августин Августинович — испанец, ставший известным российским строителем мостов;
- Пётр Петрович Базен — француз, российский инженер, механик и математик.
В четвёртом зале представлены мосты, запроектированные и сооружённые Журавским на железнодорожной магистрали Москва — Петербург. Прямо на стене красуется знаменитая формула, изобретённая Дмитрием Ивановичем, которую используют для проведения расчётов касательных напряжений при изгибе инженеры во всём мире и в настоящее время.
Заглянем в залы музея
На музейных стендах представлены различные модели мостов. Приведём краткое описание некоторых из них.
Мост инженера Альдона
Самый старый экспонат музейной коллекции изготовили в 1760 году. Это проектная модель швейцарского инженера Альдона, изготовленная для участия в конкурсе строительства постоянной мостовой переправы в Санкт-Петербурге через реку Ниву.
Деревянный арочный мост был выполнен в масштабе 1 к 60, длина перехода более 5 м. Деревянная арка пролётом 300 метров опиралась концами на устои из камня. Проезд и пешеходные тротуары были запроектированы внутри арки.
Вместо популярной в то время сплошной обшивки пролётных строений для защиты деревянных конструкций от атмосферных осадков была предусмотрена кровля. Фасад моста выглядел как ажурная открытая галерея, что придавало довольно громоздкой конструкции лёгкий и изящный вид.
На тщательно выполненной модели отлично видны все узлы и элементы сооружения. Но проект так и не был осуществлён, о нём напоминает только уникальная модель.
Мост в Великом Новгороде
Интересна и модель великолепного мостового перехода в Великом Новгороде через реку Волхов. Этот многопролётный мост построен по собственному проекту российским военным инженером Казимиром Яковлевичем Рейхелем в 1830 году.
Опоры моста были выполнены из камня и облицованы гранитными плитами. Пролётные строения деревянные: посередине пять арок, а боковые перекрывались подкосными системами. Для пропуска судов один боковой пролёт был выполнен подъёмным.
Модель, выполненная в институтских мастерских более 160 лет назад, представляет собой точную копию уникального моста, уменьшенную в 84 раза. Её длина составляет три метра при ширине и высоте около 50 см.
Мостовой переход Карла Берда
Музейная коллекция содержит точную копию первого петербургского моста с аркой из чугуна, построенного в 1806 г. через Сальнобуянский канал по проекту талантливого инженера Карла Николаевича Берда.
Ажурная арка включала 4 ребра, тротуары отделяли от проезда художественные перила, отлитые из чугуна.
Арочный мост
В 1806 г. петербургский инженер Василий Иванович Гесте разработал совершенно новую конструкцию свода чугунных арок из «блоков-ящиков». Такой мост, сооружённый в этом же году через Мойку, успешно служит до настоящего времени.
Конструкция стала первым российским типовым проектом арочного чугунного моста. По этим чертежам впоследствии возвели большое количество таких мостовых переходов.
Висячие мосты
Интересная экспозиция из моделей висячих цепных мостов. К сожалению, два первых таких мостовых сооружения — Египетский и Пантелеймоновский — канули в вечность. Первый обрушился в результате известной катастрофы, а второй демонтировали для исключения возможности подобной аварии.
Этими красивейшими сооружениями можно полюбоваться на старых фотографиях и картинах, а также в тщательно изготовленных элегантных моделях. Особенно привлекает модель сохранившегося до сих пор Львиного моста.
Макет этого пешеходного мостика установили на подставке из красного дерева. Из пасти восседающих на береговых устоях львов свисают цепи, удерживающие проезжую часть. Модель как бы живёт своей жизнью.
Железнодорожные мосты
Большой интерес вызывает экспозиция моделей железнодорожных мостов. Здесь представлен и первый такой разводной мост, возведённый в 1846 г. по проекту русского инженера Граве В. И. через реку Волхов.
Модель, служившая наглядным образцом при сооружении моста, передана в музей в 1851 г. Тщательно изготовленный макет разводного механизма до сих пор исправно действует.
Пролётное строение плавно поднимается при вращении миниатюрной рукояти. Мост исправно функционировал до 80-х годов XIX века.
Благовещенский мост
Привлекает внимание также интерактивная модель разводного Благовещенского моста. Весь процесс развода мостового перехода наглядно демонстрируется экскурсоводом.
Кстати, этот речной переход, правда, в несколько перестроенном виде, успешно эксплуатируется и в настоящее время.
В небольшой статье невозможно отразить всю прелесть представленных в музее экспонатов, рассказывающих о становлении и развитии отечественного мостостроения. Посетить музей мостов будет интересно всем, кто любит путешествия по России. Музей мостов позволит окунуться в мир подлинного строительного искусства и истории развития мостостроения.
Сколько раз был в Питере, и даже не знал о таком музее.))) Интересно.