В центральной части Петербурга находится одна из важных достопримечательностей города — музейный комплекс Эрмитаж. Архитектурный ансамбль включает в себя 6 исторических строений, в которых располагается более 360 залов.
Помимо них, Эрмитаж владеет: Меншиковским дворцом на Васильевском острове, выставкой Императорского фарфорового завода на проспекте Обуховской обороны, Главным штабом и РХЦ «Старая Деревня».
Музей Эрмитаж является наиболее посещаемым местом в Питере у туристов, выбирающих отдых в России. Ежегодно Эрмитаж посещают свыше 1,5 миллиона гостей, желающих осмотреть крупную коллекцию.
Собрание музея состоит примерно из трёх миллионов предметов, относящихся к живописи, графике, прикладному творчеству, скульптуре, нумизматике, археологии, собранных с начала каменного и до текущего века.
Содержание
- 1 История создания Эрмитажа
- 2 «Охранники картинных галерей»
- 3 Здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
- 4 Основные залы Зимнего дворца
- 4.1 Иорданская лестница
- 4.2 Гербовый зал
- 4.3 Петровский (Малый Тронный) зал
- 4.4 Георгиевский (Большой Тронный) зал
- 4.5 Военная галерея 1812 года
- 4.6 Большая церковь Зимнего дворца
- 4.7 Александровский зал
- 4.8 Малахитовая гостиная
- 4.9 Николаевский зал
- 4.10 Будуар Марии Александровны
- 4.11 Гостиная Марии Александровны
- 4.12 Белый зал
- 4.13 Портретная галерея Романовых
- 5 Залы Малого Эрмитажа
- 6 Залы Большого Эрмитажа
- 7 Залы Нового Эрмитажа
- 8 Что посмотреть в Главном штабе
- 9 Что находится в здании дворца Меншикова
- 10 Как добраться до Эрмитажа?
История создания Эрмитажа
Началом большого собрания послужило личное собрание Екатерины II Великой, созданное в 1764 году. Полученные в количестве свыше 300 штук ценные экземпляры стали своеобразной уплатой долга императрице.
Коммерсант И. Э. Гоцковский отдал часть своей коллекции в качестве компенсации за недопоставку продовольствия русским военным. Картины, стоимость которых была оценена в 183 000 талеров, созданы художниками голландско-фламандской школы первой половины XVII столетия.
Сегодня в музее можно наблюдать треть полотен от первоначальной коллекции, сохранившихся в стенах Эрмитажа. Постепенно коллекция наполнялась и к XVIII столетию стала единственной уникальной галереей, где было собрано свыше 3900 картин. Во времена правления императоров Александра I собрание продолжает наполняться.
Но уже не полноценными коллекциями, а отдельными произведениями искусства. Так, здесь появляются такие картины и предметы творчества, как: «Госпожа со служанкой» П. де Хоха, «Мадонна в пейзаже», камея Гонзага, галерея дворца Мальмезон, «Лютнист» Караваджо и другие.
Правитель Николай I значительно профинансировал музей. Галерея для избранных получила статус музейной выставки: теперь Эрмитаж могли увидеть «люди из народа», купив билет на посещение музея. Хранитель музея А. И. Сомов внёс большой вклад в развитие музея.
Он приобрёл картины русских мастеров искусства, благодаря чему выставка стала разнообразной и ещё более интересной. Также она пополнилась некоторыми археологическими находками. Так, к концу XIX века Эрмитаж посещало свыше 50 000 человек в год.
В 30-х годах прошлого века Эрмитаж потерял часть произведений искусства из-за распродаж. Для развития промышленности за границу было продано 48 музейных объектов. Во времена военных противостояний 40-х годов значительную часть собрания эвакуировали в Свердловск.
Подвальные помещения музея использовались в качестве укрытий, к счастью, остальные произведения искусства не были уничтожены или украдены. После войны небольшую часть коллекции отреставрировали, и Эрмитаж вновь открыл двери для гостей города.
На сегодняшний день в стенах Эрмитажа хранятся не только картины и скульптуры, но и крупнейшая коллекция скифского золота, археологические находки начиная со времён палеолита, нумизматические собрания и многое другое.
«Охранники картинных галерей»
Интересным и милым фактом является наличие «пушистых охранников» в музее. Коты Эрмитажа стали своеобразным символом города, готовые посоперничать с воронами Тауэра в Лондоне.
Согласно местной легенде, первые котики здесь появились со времён Петра I. Царь приютил в Эрмитаже кота, а затем привёз ещё несколько бездомных кошек. Позднее его дочь — Елизавета Петровна — издала специальный указ с просьбой привезти котов из Казани. При Екатерине Великой животные получили статус «охранников картинных галерей».
Конечно, сейчас котов не пускают в залы Эрмитажа, но их можно заметить у здания и во внутреннем дворе. И лишь всего один раз в году — в День эрмитажного кота — животным разрешают гулять, где им вздумается. В этот день можно погладить пушистиков и поиграть с ними.
Любого музейного питомца можно приютить: работники с удовольствием расскажут о привычках котика и вручат его в добрые руки. При этом вы получите бонус в виде сертификата, позволяющего посещать Эрмитаж бесплатно.
Местные коты стали настолько популярными и любимыми, что один богатый французский гражданин оставил им наследство. Все деньги, перешедшие во владение «милых охранников», работники музея решили потратить на благоустройство подвальных помещений, где проживают питомцы.
Здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Выставочный комплекс состоит из 6 основных зданий. Так, музейные экспонаты размещаются в следующих зданиях: Малый Эрмитаж, Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Новый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Также у музея есть несколько филиалов, находящихся в разных частях Питера.
В целом помещения комплекса занимают площадь в 233 345 м2. Из этого количества 100 000 м2 располагают выставки.
Большая часть коллекции хранится в бывших дворцах, принадлежавших различным правителям Российской империи.
Чтобы не запутаться в многочисленных залах музея, перед посещением следует приобрести карту Эрмитажа. О некоторых наиболее важных зданиях комплекса рассказывается далее.
Зимний дворец
Это здание является главным строением музейного ансамбля. Зимний дворец построили в середине XVIII века под руководством мастера Б. Ф. Растрелли.
Вплоть до 1904 года здание служило императорской резиденцией. Роскошный дворец, выполненный в стиле барокко, расположил в себе множество залов, где проживали и вели приёмы правители России, начиная с Петра III.
В середине XVIII столетия Зимний дворец был самым высоким строением города. Помимо этого, дворец являлся ещё и наиболее крупным зданием: внутри размещалось 1500 залов, а площадь строения равнялась 60 000 м2.
Дворец начали строить ещё при императрице Елизавете Петровне, но она умерла раньше, чем закончилась стройка, и проект принимал племянник царицы.
Пётр III правил недолго и отошёл от власти в 1762 году. Когда строительство закончили, здесь начала проживать Екатерина II Великая. Она обустроила в Зимнем дворце галерею из собрания, переданного купцом Гоцковским, и приказала достроить ещё несколько комнат.
Здание сильно пострадало от пожара, возникшего в 1837 году. Три дня пожарные не могли погасить возгорание. Некоторые картины и другие ценности успели вынести, а вот внутреннее и внешнее убранство пришлось восстанавливать на протяжении 2 лет.
Малый Эрмитаж
Между корпусами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца располагается Малый Эрмитаж. Здание возвели в 1775 году, и оно получило имя в честь мероприятий, проводимых императрицей в стенах этого павильона.
Это были спектакли и развлекательные посиделки, называемые «малыми эрмитажными».
Задумка здания предполагала интерьер своеобразной «каменной оранжереи», где проживали бы различные небольшие звери и росли экзоты.
Во времена императрицы в южной части строения находился Зимний сад, а в северной располагался Павильонный зал.
Большой Эрмитаж
Здание Большого Эрмитажа продолжило комплекс строений, возведённых ранее. Его построили во второй половине XVIII века под руководством мастера архитектуры Юрия Фельтена.
В середине XIX столетия по инициативе Николая I в Парадной анфиладе разместили картинную галерею. Остальные комнаты служили в качестве гостевых помещений для почётных иностранных посетителей. Изначально убранство Большого Эрмитажа было достаточно лаконичным.
В начале XIX века помещение дополнили различным декором. Так, залы музея украсили декоративным камнем, лепниной, позолотой, рисунками и ценным деревом. Сегодня посетители могут увидеть здесь выставку итальянской живописи, датированную XIII–XVIII столетиями, несколько современных залов, пристроенные в 1783–1792 годах лоджии Рафаэля.
Также стоит обратить внимание на Театральную и Советскую лестницы, отличающиеся уникальным исполнением.
Новый Эрмитаж
Данный корпус прилегает к Большому Эрмитажу и является специально построенным домом для размещения выставки. Строение возвели в середине XIX века по инициативе императрицы. Это работа немецкого зодчего Лео фон Кленце.
Вход в корпус оформлен колоннами и десятью масштабными статуями атлантов. Помимо этого, строение имеет уникальный декор и неогреческий колорит.
Интерьеры здания выполнены в «помпейских стилях» с техникой модернизации на манер мюнхенского эллинизма.
Эрмитажный театр
В конце XVIII века дворцовый ансамбль обзавёлся зданием для просмотра театральных постановок. Дом театра возвели на углу Дворцовой набережной, архитектором Д. Кваренги.
Инициатором создания отдельного здания для спектаклей стала императрица. Изначально представления показывали в Малом Эрмитаже. Но со временем Екатерине Великой надоело наблюдать постоянно шастающих через её покои людей, посещающих театр. Она приказала убрать старый театр и построить отдельный дом для него.
Прототипом для нового театра стал древнегреческий театрон. Его колорит в полной мере отражает влияние греческой культуры. Здесь возведены коринфские колонны, декорированные искусственным мрамором, античные скульптуры, медальеры с украшениями, располагающие портреты творческих деятелей.
Здание Главного штаба
К Дворцовой площади ведёт парадная арка, расположенная в здании Главного штаба. Строение для военного учреждения возвёл архитектор К. И. Росси в первой половине XIX века.
Здание, выполненное в виде полукруга, дополнило ансамбль ближайших строений. Со стороны площади дом Главного штаба выглядит как интерьеры на открытом пространстве.
Здание дополнено колоннами, лепниной и декоративным обрамлением окон. Арка украшена скульптурами воинов, ангелов и трофеев, а её крышу венчает колесница с шестью лошадьми. Такое исполнение выглядит достаточно строго и красиво, отсылая к военному предназначению строения.
В помещениях здания размещены выставки. На втором этаже находится экспозиция Министерства финансов Российской империи. На третьем уровне разместились: музей гвардии, собрание МИД Российской империи, живопись Европы, датированная XIX столетием, парадные помещения министерств и коллекция Фаберже.
Четвёртый этаж расположил творчество мастеров XX века, художников Барбизонской школы, Парижского салона и группы «Наби», а также другое творчество.
Здание дворца Меншикова
Меншиковский особняк располагается на Васильевском острове. Дворец относится к одному из филиалов комплекса Эрмитаж. Построенный для семьи генерала Меншикова, дом является первым каменным строением Петербурга, возведённым в 1710 году.
Над зданием в стиле петровского барокко работали иностранные архитекторы Г. И. Шедель и Д. М. Фонтана. Позднее к дворцу пристроили двухуровневые флигеля и садовые помещения, благодаря чему здание приобрело вид замкнутого четырёхугольника.
Фасад особняка декорировали пилястрами с капителями из камня, фронтонами с позолотой, аттиком и портиком из деревянных колонн, выполненных «под мрамор». Внутри дворца можно наблюдать русские интерьеры XVIII века и уникальные предметы, сохранившиеся с царских времён. Посетить залы можно, купив билет на сайте Эрмитажа или в здании Меншиковского дворца.
Основные залы Зимнего дворца
Зимний дворец стал наиболее посещаемым зданием музея Эрмитажа у людей, путешествующих по Питеру и выбирающих отдых в России.
Во дворце размещается 100 залов с уникальными произведениями искусства и другими экспонатами. О наиболее интересных помещениях здания рассказано далее.
Иорданская лестница
При входе в помещения посетителей встречает масштабная двусветная лестница. В её роскошном убранстве смешался елизаветинский колорит с барочно-рокайльным стилем.
Её нижняя часть несколько затемнена для создания эффекта градации и впечатления гостей, поднявшихся на второй уровень. Сверху открывается большое пространство, освещённое люстрами.
Вход от лестничного пролёта в комнату оформлен колоннами малахитового оттенка, на которых расположен фронтон с картушем. Интерьер декорирован узорами с позолотой и лепниной..
Гербовый зал
Помещение является аванзалом, оно было воссоздано после возгорания во дворце в 1837 году. Площадь зала равна 1 тыс. квадратным метрам.
Здесь проводились торжественные мероприятия и встречи посетителей. Его вход охраняют группы скульптур, изображающих древнерусских воинов. Они держат знамёна, на древках которых ранее располагались щитки с гербами государственных губерний.
Помимо этого, гербы находились на люстрах из бронзы. Дополнительную торжественность комнате, выполненной в золотых оттенках, придают колонны, подчёркивающие окна, сделанные на французский манер.
Петровский (Малый Тронный) зал
В помещении рядом с Гербовым залом расположен Тронный зал, освящённый в честь Петра Великого. Стены зала обиты «пунцовым» бархатом, украшены декоративной лепниной и позолотой.
В полукруглой нише находится трон, выполненный из серебра с позолотой. За ним располагается полотно с изображением Петра Великого с богиней мудрости Миневрой — работа живописца из Италии Я. Амигони.
Периметр помещения обрамлен позолоченными вензелями с лавровыми листьями. Стены украшены десятью панно из бархата, на которых находятся двуглавые орлы.
Георгиевский (Большой Тронный) зал
В корпусе Зимнего дворца есть ещё один тронный зал, под названием Георгиевский. По размеру парадный зал в два раза больше Петровского и имеет классический колорит.
Интерьером зала занимался зодчий Д. Кваренги. Его работа была утрачена во время пожара, и восстановленное убранство несколько отличается от первоначального. Для облицовки помещения было решено использовать каррарский мрамор.
После обрушения в 1841 году железных балок перекрытий несущую конструкцию сделали шатровой. Рисунок паркета на полу отражает потолочный орнамент. На основании из красного дерева выполнены роскошные узоры, выполненные из 16 древесных пород.
Над троном можно заметить барельеф из мрамора, изображающий Георгия Победоносца, убивающего копьём змия.
Военная галерея 1812 года
Вдоль Гербового зала проходит Военная галерея, разместившая более 300 портретов русских предводителей, сражавшихся во времена войны 1812 года.
Все они были созданы живописцем из Англии Джорджем Доу и его помощниками В. А. Голике и А. В. Поляковым. Идея придумать помещение с подобной тематикой принадлежала правителю Александру I.
Позднее здесь разместили портреты и самого императора на коне, а также союзников россиян. Во времена СССР здесь появились изображения капитана В. М. Лаврентьева и других военнослужащих: Е. Е. Гетгорта, И. Г. Ямника и В. Т. Акентьева.
Большая церковь Зимнего дворца
Императорская домовая церковь расположилась в одном из залов дворца. Её интерьер выполнен в колорите рококо и не похож на другие домовые религиозные строения.
Помещение имеет белоснежные стены, украшенные позолоченными элементами. У потолка расположены позолоченные скульптуры ангелов и Иисуса Христа. Своды декорированы рисунками святых.
В них имеются круглые окна для допуска дополнительного света. Царские врата располагают шесть медальонов с иконами, над ними находится позолоченное «солнце».
Александровский зал
В юго-восточной части дворца находится парадное помещение, продолжающее ряд залов Большой анфилады. Зал построен в стиле русского колорита с элементами ампира и готики.
В разработке интерьеров участвовал младший брат императора Александра I — Николай I. Скорее всего, готический декор был выполнен в качестве памятного знака в честь брата. Помещение выполнено в нежно-голубых тонах с применением лепнины.
Французский ампир идеально сочетается с русскими орлами и отсылками к Древней Руси. Торцовую стену украшает медальон с изображением бывшего правителя в профиль.
Портрет выполнен на манер славянского божества Родомысла. По периметру помещения находятся медальоны с военными сюжетами 1812 года, выполненные мастером Ф. П. Толстым.
Малахитовая гостиная
Так называется помещение в северо-западной части корпуса, принадлежавшее владениям жены императора Николая I. Интерьер парадного зала императрицы Александры Фёдоровны был воссоздан на новый лад после пожара мастером архитектуры А. П. Брюлловым.
Изначально помещение имело интерьеры из яшмы и называлось Яшмовым залом. Художник Г. Чернецов успел запечатлеть прежний вид гостиной, имевшей в отделке драгоценный камень серо-фиолетового цвета. После возгорания Брюллов восстановил утраченные интерьеры в малахитовом исполнении.
Зал обставили спасённой во время бедствия мебелью, созданной по эскизам Огюста де Монферрана. Между окнами также можно заметить зеркальную раму с раздвоенными колоннами, восстановленную согласно первоначальному виду сени.
Помимо этого, была воссоздана уникальная роспись, расположенная напротив окон. Её вновь изобразил итальянский мастер А. Виги. Сочетание нового полудрагоценного камня с позолоченными оттенками произвело положительное впечатление.
Позднее проект несколько переделали: здесь планировал проживать Николай II с супругой после бракосочетания. Но малахитовую отделку решили оставить — настолько работа понравилась императорской семье.
Николаевский зал
Николаевский зал служил для проведения концертов, балов и праздничных мероприятий.
Роскошный интерьер помещения выполнил зодчий В. П. Стасов. Оттенки создали в белых тонах с применением позолоченных элементов.
Весь зал украшает лепнина, скульптуры, массивные канделябры из хрусталя и наборный паркет с узорами. В отделке использовали искусственный мрамор, а потолочную кайму выполнили в технике гризайли.
Позднее в зале повесили большой портрет бывшего правителя Николая I, благодаря чему это помещение и получило своё имя.
Будуар Марии Александровны
Комната княгини Марии Александровны изначально была выполнена в синих тонах. Прежний вид будуара можно посмотреть на полотнах Э. П. Гау, изображавшего интерьеры Зимнего дворца.
В данном помещении княгиня проводила досуг, общалась со своими детьми и мужем, читала и писала письма.
В 1853 году комнату перестроили согласно проекту зодчего Г. Э. Боссе. Сюда добавили колорит рококо, ранее полукруглая стена была выпрямлена, подняли пол и изменили основные тона.
Теперь будуар сверкал позолотой и имел гранатовые цвета в отделке стен и мебели. Помещение дополнили декором в виде скульптур, бронзовой люстры, амстердамского ковра и других предметов. Из прошлого будуара сохранилась лишь малая часть предметов мебели, которые сейчас реставрируют.
Гостиная Марии Александровны
У княгини Марии Александровны также имелась собственная комната для приёма гостей. Убранство номера было создано на манер Малахитового зала императрицы Александры Фёдоровны.
Помещение, называемое ещё «Золотой гостиной», имеет низкий потолок. Он выполнен со сводами, которые отсылают к интерьеру старинных палат. Вся комната отделана позолотой с лепными элементами. Внизу по периметру зала идёт панель, выполненная под камень лазурит.
В гостиной располагается мраморный камин сложного исполнения. Его украшают барельеф, мозаичное панно и колонны из яшмы.
Белый зал
Ещё один зал, где императорская семья проводила торжественные мероприятия, находится он в юго-западной части корпуса.
Помещение было сделано на месте трёх комнат для приёма гостей в конце 1839 года. Зал создали к свадебному торжеству Александра Николаевича. Проектом занимался А. П. Брюллов.
Прекрасное помещение украшают скульптуры различных богов Олимпа. Своды комнаты и люнеты также покрыты рельефным орнаментом. Камин в зале декорирован бронзовыми элементами и барельефом.
Портретная галерея Романовых
На втором уровне корпуса параллельно Невской парадной анфиладе проходит галерея с портретами царской семьи.
Галерея была создана во времена правления Екатерины II и включала в себя изображения всех правителей семьи. Всего насчитывалось около 127 портретов, позднее часть полотен перенаправили по разным городам.
Так, согласно документам, в Москву были отправлены 12 штук, в Петергоф — 26, в Гатчину — 3.
Залы Малого Эрмитажа
Малый Эрмитаж был создан в качестве каменной оранжереи для расположения небольших животных и растений.
Уютные помещения корпуса регулярно принимали гостей Екатерины Великой, где они смотрели театральные представления и проводили досуг. О том, что посмотреть в Малом Эрмитаже, рассказано далее.
Павильонный зал
Это помещение было создано в 1858 году путём объединения небольших комнат, принадлежавших императрице Екатерине Великой.
Интерьер комнаты соединил в себе несколько стилей архитектуры XIX столетия. Зал оснащён коринфскими колоннами из белого мрамора, украшен роскошными хрустальными люстрами и мозаичным полом, отсылающим к убранству древнеримских терм.
Помещение имеет два уровня, оно декорировано позолоченными розетками из листьев аканта, лепными изваяниями, зеркалами и фигурками амуров. В интерьере прослеживается восточный колорит.
Аполлонов зал
Это помещение примыкает к Георгиевскому залу Зимнего дворца и галерее живописи корпуса Малого Эрмитажа. Связующее помещение ранее располагало копию античного изваяния Аполлона — покровителя искусств.
Интерьер комнаты выполнен на манер древнегреческих храмов: большие окна пропускают много света, здесь размещены портики с колоннами, лепной орнамент и выдержана симметрия. Такое наполнение характерно для типичного классицизма.
Пол у зала отделан паркетом с красочным узором, стены имеют насыщенный голубой тон, а колонны выполнены в нежном бежевом оттенке. Всё это создаёт гармоничную и приятную для глаз картину.
Романовская галерея
Так называлась западная галерея Малого Эрмитажа, когда в ней размещались портреты членов знаменитой династии.
Сегодня в западной галерее можно наблюдать произведения европейского прикладного творчества XI–XV столетий. Это часть собрания известного мецената А. П. Базилевского.
Здесь можно посмотреть коллекцию изделий из кости, ткани, мебель, редкие предметы, в том числе вазу Фортуни и многое другое.
Залы Большого Эрмитажа
Большой Эрмитаж, возведённый во второй половине XVIII века, построили с целью размещения произведений искусства.
Залы Эрмитажа имеют вертикальное освещение и особый колорит позднего итальянского Ренессанса и стиль Людовика XIV. Наиболее примечательные помещения описаны ниже.
Зал Тициана
Данный зал предназначался для размещения почётных гостей императора. Отделкой интерьера занимался архитектор А. И. Штакеншнейдер.
К сожалению, первоначальное убранство 1850 года не сохранилось. Сегодня в зале можно увидеть работы знаменитого мастера искусств Тициана — виртуоза живописи эпохи венецианского Возрождения.
Попасть на его картины считалось великой честью: быть запечатлённым на полотне художника означало «стать бессмертным». Сегодня в помещении размещаются 8 уникальных картин творца.
Зал Леонардо да Винчи
Прекрасное помещение, где размещаются подлинники знаменитого живописца, находится на втором этаже корпуса.
Зал декорировали колоннами, позолоченными элементами, панно, узорчатым полом, шикарными люстрами и лепным орнаментом.
Главным украшением помещения являются картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с младенцем».
Всего в мире существует 14 оригинальных полотен Леонардо да Винчи, и Эрмитаж в Санкт-Петербурге может похвастаться двумя из них.
Залы Нового Эрмитажа
Ещё один корпус, построенный в середине XIX века, для размещения музейной выставки. Архитектор Лео фон Кленце выполнил здание в неогреческом стиле, что очень понравилось императорской семье.
Внутри него располагаются интересные помещения, которые также следует посетить путешествующим по Петербургу.
Лоджии Рафаэля
Данное помещение появилось благодаря задумке Екатерины Великой. Во время болезни императрица листала альбом с различными гравюрами.
На страницах книги царица увидела рисунок галереи, расположенной в Ватикане. Правительнице настолько понравилось убранство зала, что императрица захотела подобную галерею у себя во дворце.
Так, под руководством архитектора Джакомо Кваренги в одном из корпусов появилось помещение на ватиканский манер. Правда, не обошлось без неточностей: лоджии Рафаэля получились несколько меньше задуманных из-за ошибки проектирования.
Вместо оконных проёмов здесь размещаются зеркала, а рельефы заменяет живопись. Также на одной из стен находится портрет «божественного Рафаэля».
Зал Древнего Египта
Египетская коллекция этого зала начала собираться с 1852 года. Изначально это было небольшое помещение, которое к концу XIX века разрослось до 2500 предметов.
Собрание постоянно пополняется и по сей день. Сегодня зал на первом этаже Нового Эрмитажа можно посетить, купив билет на экспозицию.
К наиболее примечательным экспонатам археологического значения относят статую богини Мут-Сехмет, статую правительницы Птолемеев, мумию Па-ди-иста, стелу Ипи и статую Аменемхета III.
Залы с памятниками Греции и Рима
Также в Новом Эрмитаже в различных помещениях можно заметить античные изваяния. Это статуи героев и богов Древнего Рима и Греции, персонажи мифологии и литературного творчества и другие.
Все скульптуры выполнены с поразительной точностью и тонкостью исполнения. Бродя по залам, можно заметить изваяния: Антонина Пия, Диониса, Венеры Таврической, Мельпомены и других представителей античного мира.
Ещё здесь размещаются уникальные барельефы и саркофаги с объёмными изображениями.
Двадцатиколонный зал
Этот зал создали для размещения греко-этрусских ваз по задумке Л. Кленце.
Оформление помещения напоминает храм Древней Греции: оно состоит из трёх галерей, серединная из которых уже, чем боковые. Галереи разделены двумя рядами массивных колонн, каждую пару которых отражают пилоны на стенах. На потолке выделены кессоны с орнаментом.
На стене можно наблюдать изображения античных сюжетов. Пол помещения декорирован цветной мозаикой из разных пород мрамора.
Рыцарский зал
Ещё один примечательный зал корпуса располагается на втором уровне здания. Сначала зал задумывался как помещение для нумизматической выставки, но потом тематику решили поменять.
Сегодня здесь располагается крупнейшее собрание оружия, экипировки, предметов парадного и охотничьего вооружения, турнирные вещи и многое другое, связанное со средневековыми рыцарями.
Коллекция насчитывает около 15 000 уникальных экспонатов, которые будет интересно осмотреть всем гостям Эрмитажа.
Малый и Большой Итальянский просветы
Так называются самые крупные помещения корпуса: их потолок имеет большое окно, за что залы и прозвали «просветами».
В здании Нового Эрмитажа насчитывают Большой и два Малых просвета. В их стенах находятся большие картины. Все эти помещения декорировали лепными элементами, фигурками ангелов, позолоченными узорами, торшерами, большими вазами.
В Большом и Малом итальянских Просветах находится оригинальное собрание творчества итальянских художников XVII—XVIII столетий.
Двенадцатиколонный зал
В данном зале изначально хотели размещать различные монеты и медали. В его интерьерах даже есть тематические отсылки в виде антиков и медальеров. Серый гранит колонн помещения идеально гармонирует с позолотой и бежево-зелёными оттенками.
Зал отделали искусственным мрамором и украсили торшерами и вазами, сделанными Екатеринбургской гранильной фабрикой из цветного камня. Сегодня комната используется для размещения временных выставок.
Зал Снейдерса
Картины зала Снейдерса в основном посвящены тематике сельских сюжетов и животных.
Помещение расположило творчество фламандских живописцев XVII века.
Здесь можно увидеть подлинные полотна под названием «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Рыбная лавка», «Этюды головы кошки», «Повар у стола с дичью», «Союз Земли и Воды» и другие.
Что посмотреть в Главном штабе
Напротив корпусов Эрмитажа находится здание Главного штаба, построенное в XIX веке. Оно также входит в музейный комплекс и располагает внутри интересные выставки, которые стоит посетить, выбирая путешествия по России.
Арка Главного штаба
Триумфальная арка, посвящённая победе государства во время войны 1812 года, является главной достопримечательностью Главного штаба.
Архитектура арки отсылает к строению двойных ворот, которые строили в Древнем Риме в качестве защиты от неприятеля и своеобразной ловушки. Строение имеет две арки, украшенные декоративными элементами.
Ближнюю к площади арку венчает масштабная колесница богини Виктории, держащей лабарум и венок победы. Со стороны площади арочная композиция выглядит особенно впечатляюще.
Залы памяти Карла Фаберже
Карл Фаберже владел крупнейшей в стране фирмой по производству ювелирной продукции. Изделия ювелира были настолько утончёнными и красивыми, что нравились самим правителям.
Фаберже выполнял на заказ императорской семье уникальные ювелирные предметы, а также изготавливал вещи, рассчитанные на людей со средним достатком.
В дань памяти знаменитому ювелиру в помещениях Главного штаба разместили выставку его работ. Здесь можно заказать экскурсию и узнать много интересной информации о жизни Фаберже и его работах.
Музей Гвардии
Петербург изначально возводился как военное укрепление: в первую очередь здесь построили Адмиралтейство и Петропавловскую крепость. Когда-то одну четвёртую часть жителей города составляли военнослужащие.
Здесь располагалось много зданий военного значения и гарнизоны. Данная деятельность нашла отражение в искусстве, топонимике и литературе. Сегодня в музее Гвардии можно посмотреть изображения боевых действий, парадов, армий и различных служащих.
В музее Гвардии находится обмундирование (есть мундир Петра I, Александра II и мундирное платье Екатерины II), знамённые принадлежности, оружие, реликвии и многое другое, связанное с гвардейской тематикой.
Экспозиция «Министерство иностранных дел России»
Находясь в здании Главного штаба, советуем посетить эту выставку. Здесь собрали предметы, документы и другие материалы, связанные с деятельностью МИДа и внешней политикой государства в начале XIX–XX столетий.
Также на выставке располагаются уникальные вещи, например, перо, которым подписали Парижский мирный договор, или веер, подаренный правительнице Марии Фёдоровне.
Об этих и других вещах выставки можно подробнее узнать у экскурсовода и послушать увлекательный рассказ о политических событиях тех времён.
Что находится в здании дворца Меншикова
Один из филиалов Эрмитажа располагается на Университетской набережной. Когда-то этот дом принадлежал знатному господину Меншикову, являвшемуся приближённым Петра I.
Сегодня его помещения доступны для всех желающих по билету. Здесь можно посмотреть убранство типичного дома XVIII века, принадлежащего представителям высших сословий.
Парадный (двусветный) зал
Это помещение занимает центральную часть особняка и некогда являлось парадным залом, где проводили праздничные мероприятия.
Интерьер отсылает к убранству комнат Версальского дворца. Просторный и светлый зал украшают золочёные лепные элементы и картины. Здесь находятся серебряные люстры и резные подсвечники из бронзы — некоторые из них декорированы скульптурами.
На одной из стен красуется копия ватиканской фрески-шпалеры «Парнас». В помещении можно заметить старинный орган, оригинальные часы, мраморные бюсты и двухстороннюю дверь, когда-то располагавшуюся между Ореховым и Большим залами.
Большая палата
В этом зале представители семьи Меншиковых принимали гостей.
Помещение обставили европейской мебелью, на стенах висят прекрасные панно, а по всему залу располагаются античные изваяния.
С потолка свисает оловянная люстра, а пол в комнате выполнен из настоящего мрамора. Большой зал выглядит роскошно и в своё время крайне впечатлял гостей особняка.
Ореховый кабинет
Это помещение является самым красивым и богатым в особняке. Оно было настоящей гордостью Меншикова. Окна кабинета открывают панорамный вид на воды Невы, а сам зал отделан персидскими панелями из орехового дерева.
В Ореховом кабинете генерал принимал особо почётных гостей: Петра I и Екатерину I. Здесь находится комод из чёрного дерева, привезённый из Фландрии. Его декор выполнен из панциря черепахи с позолоченными элементами.
Резные стулья обиты бархатом, у стены находятся напольные часы, выполненные из ореховой древесины, а шахматы сделаны из золота и серебра. На стене висит портрет Петра I в молодости, а на потолке находится плафон с орнаментом — работа художника Филиппа Пильмана. Сегодня здесь находится его фрагмент.
Княжеские покои
Комнаты членов семьи также были отделаны согласно моде XVIII века. Так, комната Меншикова отделана фаянсовой плиткой. Каждая из плиточек имеет оригинальный рисунок.
В XVIII веке такое решение в интерьере указывало на большой достаток, так как фаянс стоил достаточно дорого, а исполнение с уникальным изображением — тем более.
Интерьер спальни выполнили на манер покоев французского короля. В комнате располагается массивный дубовый шкаф с потайным отделением, комод с резными узорами и коллекционными медалями внутри, на котором стоит большая раковина — подарок генералу от Петра I.
Над раковиной висит венецианское зеркало с гравировкой. Также в комнате можно заметить такие ценные вещи, как фаянсовые вазы, китайский умывальный набор, выполненный в технике «эмаль по металлу», фламандские шпалеры, французские часы.
Как добраться до Эрмитажа?
- Музейный комплекс Эрмитаж находится в центре города Санкт-Петербург.
- Доехать до комплекса можно на метро или автобусе.
- При поездке на метрополитене следует выходить на станции «Адмиралтейская» или «Гостиный двор».
- До центра едет автобусы под номерами: 10, 7, 24, 191.
Путешествие в Эрмитаж — это увлекательное и познавательное приключение в мир истории и искусства. Здесь можно увидеть уникальные вещи, принадлежавшие правителям и высшему сословию XVIII–XX веков.
Роскошные интерьеры дворцов и по сей день заставляют замирать сердца людей. При посещении можно лучше взять тематическую экскурсию, чтобы узнать больше о жизни императоров.
Как интересно про котиков-охранников.)))