Среди всех мостов Санкт-Петербурга Египетский мост наиболее примечателен своей неповторимой экзотикой.
Возведённый на реке Фонтанке по створу Лермонтовского проспекта мостовой переход объединяет остров Безымянный с островом Покровским.
Содержание
Немного истории
Необходимость строительства моста вызвана возросшими объёмами транспортных перевозок между районами, расположенными на противоположных берегах Фонтанки. Кроме того, действующие мостовые переходы располагались на значительном удалении друг от друга.
Проект нового моста разработал военный инженер Христианович Василий Андреевич. Консультантом выступал немецкий инженер-мостостроитель Вильгельм фон Треттер, который длительное время работал в Российской империи.
Два представленных на рассмотрение варианта были отклонены из-за показавшейся начальству высокой стоимости. Утвердили только третий, хотя этот проект, в отличие от первых двух, не учитывал существующие направления улиц на подходах к мосту. В проекте заложили строительство переправы строго перпендикулярно в плане к набережной реки Фонтанки.
Эта цепная мостовая переправа стала одной из первых таких в Северной столице. Вместо традиционных чугунных конструкций в мостостроении стали широко применяться конструкции из железа.
Свойство стали одинаково успешно работать как на сжатие, так и на растяжение позволило строить сооружения с подвешиванием мостовых пролётов на цепях из стали. Это получило большую популярность во многих странах.
К работам по строительству переправы приступили в августе 1825 года. Египетский мост строился ударными темпами. Было задействовано более 130 только каменщиков. Уже через год состоялось открытие моста в торжественной обстановке при большом скоплении народа.
Конструктивные особенности мостового перехода
Египетский мост состоял из одного пролёта, который удерживали три ряда прочных цепей: по одной с каждого края и одна посередине, заделанные в кладку береговых устоев.
Мощные цепи состояли из железных звеньев удлиненного кольцеобразного вида, объединённых между собой болтовым соединением.
Тротуары расположились на выносных консолях, устроенных за крайними цепями.
Фундаментом устоев, выложенных из камня с последующей гранитной облицовкой, служили 264 деревянных сваи длиной от 8 до 11 метров.
Тело береговых опор выступало в речное русло. Сооружение береговых опор и все работы с камнем были выполнены силами подрядчика Гавриила Васильева. Основные характеристики переправы:
- длина — 55 м;
- ширина — 12 м;
- чугунные колонны порталов при высоте 6,5 м имели переменное по высоте круглое сечение — 0,65 м в нижней части и 0,5 м в верхней;
- цепи закрепили на порталах, между которых расстояние — 48,46 м.
Архитектурное оформление
Египетский мост декорировали в популярном для того времени «египетском стиле», что и обусловило название мостового перехода. Оба мостовых портала украшали позолоченные орнаменты из иероглифов.
Также очень оригинально выглядели помещённые в нишах фонари освещения. Колонны и контрфорсы порталов были перекрыты балками с исполненными в египетском стиле карнизами, декорируемыми покрытыми золотом большими и малыми изображениями бога Ра, представленных в виде крылатых солнечных дисков.
Стыки ограждений и цепей закрывались оригинальными розетками с золотым покрытием. Перильное ограждение из чугунного литья также было оформлено в египетских мотивах.
С обеих сторон при въезде на Египетский мост на постаментах из гранита установили четыре фигуры сфинксов с женским лицом (автор — скульптор Соколов Пётр Павлович).
Чугунные фигуры окрасили в жёлтый цвет. Над головами сфинксов были закреплены фонари в виде оригинальных шестигранников. Считалось, что сфинксы несут охрану сооружения.
Многие историки считают, что лицо сфинксов — точная копия лица Елизаветы Алексеевны, сказочно красивой супруги российского императора Александра I.
Египетский мост исправно действовал 79 лет, естественно, что в этот период неоднократно выполнялись различного вида ремонтные работы.
Катастрофа на цепном мосту
20 января 1905 г. по невыясненным причинам произошло обрушение Египетского цепного моста. В это время по переходу двигался эскадрон кавалерии, навстречу которому ехало 11 санных повозок.
Внезапно произошёл разрыв удерживающих пролёт моста цепей, в результате чего вся мостовая конструкция, проломив лёд, ушла на дно Фонтанки. К счастью, никто из людей серьёзно не пострадал. Утонула одна из лошадей, и двух, получивших сильные увечья, пришлось пристрелить.
На своих прежних местах остались только все четыре сфинкса, которые безмолвно взирали на бегающую по берегу толпу. Для расследования причин случившейся аварии была образована специальная комиссия.
Последний ремонт на переправе проводился всего за год до обрушения.
Непосредственно около двух недель назад дополнительно выполнялся целый ряд работ по укреплению мостовых конструкций. Поэтому никаких сомнений в исправности конструкций моста перед произошедшей катастрофой ни у кого не возникало.
Достоверно установить причины обрушения не получилось. Комиссия только изложила в своём отчёте следующие предположения:
- Резонанс, возникший в результате колебаний, вызванных ритмичным шагом военных. Эта версия даже была описана во всех учебниках того времени по строительному делу. В результате аварии вышел указ, который запрещает всем военным подразделениям при движении по мосту шагать в ногу.
- Цепной мост мог обрушиться из-за значительного веса проезжей части, наличия полостей в конструкциях и некачественной стали, из которой были изготовлены звенья цепей.
- Одна из версий комиссии — низкое качество стали, приведшее к образованию внутренних раковин в звеньях цепей.
- По мнению известного профессора Байкова Александра Александровича, причиной аварии могла быть потеря прочности сварочного железа в результате длительного воздействия больших нагрузок.
Современные инженеры-мостостроители считают, что катастрофа произошла из-за отсутствия в то время стали высокого качества. Материал для изготовления звеньев цепей должен обладать прочностью и долговечностью для работы в условиях низких температур. Также одной из причин аварийного обрушения могла послужить повышенная чувствительность висячих цепных систем к динамическим нагрузкам.
Мистические легенды
Громкое происшествие не могло обойтись без мистики. Среди петербуржцев быстро распространился слух, будто бы в одном из зданий с окнами, выходящими прямо на мост, проживает некая Мария — девушку обманул один из офицеров императорской гвардии.
Увидев из своего окна гвардейцев, гарцующих по мосту, девушка вспомнила о своём обидчике и громко выкрикнула: «Хоть бы вам, воякам бессовестным, провалиться!». И это немедленно произошло — военные провалились прямо вместе с обрушившимися конструкциями моста на речной лёд.
Следующая мрачная легенда связана с тем, что для облицовки устоев моста применялись каменные блоки, которыми были отделаны стенки рва Михайловского замка. При добыче камня разорялись древние капища, что вызывало гнев богов. Поэтому мост был первоначально обречён.
Мистической славы Египетскому мосту добавляли заунывные звуки, издаваемые его цепями при проезде гужевого транспорта. За эту особенность мост даже получил неофициальное название — «поющий»! После происшедшего обрушения поползли слухи, что мост, предупреждая о неизбежной аварии, пел погребальные песни.
Но происшедшая катастрофа послужила горьким уроком для мостостроителей. Уже в начале XX столетия при сооружении висячих мостов цепи заменили ванты, состоящие из пучка гибких высокопрочных проволочек, объединённых в прочные канаты. Такие ванты надёжно выдерживают громадные нагрузки.
Сооружение временного моста
Вместо обрушенного мостового перехода уже в середине апреля 1905 г. вблизи его створа соорудили временный деревянный мост. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, — переправу разобрали только через полвека успешной работы.
Створ сооружения был выбран крайне неудачно, так как движение транспорта по переправе происходило перпендикулярно узким речным набережным.
Деревянный балочный мост содержал пять пролётов подкосной системы трапецеидальной формы. Фундаменты опор состояли из кустов забивных свай из прочного дуба. Автор проекта — военный инженер Пётр Александрович Лихачёв.
Ширина проезда составляла 12 метров. Общая ширина, включая тротуары для пешеходов с каждой стороны, 16 м. Длина временной переправы — 60 м. Строительством объекта руководил инженер Зиберт. Все работы завершили за два месяца. С регулярными ремонтами этот временный мост прослужил до 1956 года, после чего его демонтировали.
Современный мостовой переход
Конечно, узкий временный мостик не мог должным образом обеспечить растущие транспортные потоки большого столичного города. Поэтому в Академию художеств для рассмотрения постоянно поступали различные проекты постоянного мостового перехода.
Наконец, в 1913 г. комиссия одобрила совместный проект Пшеницкого Андрея Павловича и Лялевича Мариана Станиславовича. Но осуществить его не позволили последующие масштабные исторические события: начало войны 1914 года, Октябрьская революция и Гражданская война. Затем разрабатывалось множество различных проектов, но их осуществление так и не начиналось.
К строительству удалось приступить только в 1954 году. Автором конструктивной части стал ГИП Демченко Владимир Владимирович. Архитектурную часть разработали архитекторы Арешев Пётр Артемьевич и Васильковский Владимир Сергеевич. Движение по переправе было открыто уже через год.
Конструктивные решения:
- Мост предназначен для автомобильного, трамвайного и пешеходного движения.
- Переправа пересекает реку под углом 20 градусов по отношению к набережной.
- Сооружение состоит из одного металлического пролёта длиной 44 метра.
- Массивные железобетонные устои, облицованные гранитом, стоят на свайных фундаментах. Открылки ограждены гранитными парапетами.
- Общая длина — 53 м, ширина — 28 м, включая два пешеходных тротуара по 3 м.
- Панели перильного ограждения выполнены из художественно оформленных чугунных отливок, от проезда тротуары отделяет высокий поребрик из гранита.
- На обоих въездах на постаментах из гранита стоят железобетонные колонны. Они облицованы художественно оформленными чугунными панелями с позолоченными розетками, олицетворяющими египетского бога солнца Ра. На вершинах обелисков установлены фонари освещения шестигранной формы.
- На краях береговых опор на пьедесталах из гранита стоят фигуры сфинксов, ранее установленные на старой цепной переправе.
- В архитектуре мостового сооружения сохранили древнеегипетские мотивы.
- Фасады пролётного строения, как и обелиски, украшены накладной лепниной, изящными розетками, декоративными кронштейнами и лавровыми венками. Конечно, особое очарование всей композиции придают стоящие на въезде с обеих сторон моста сфинксы.
Как самостоятельно добраться до Египетского моста
Египетский мост — красивейшая жемчужина Северной Пальмиры, постоянно привлекает к себе петербуржцев и гостей города. Проще всего выйти на станции метро «Балтийская», пересечь набережную Обводного канала и минут 15 идти до набережной Фонтанки по Лермонтовскому проспекту. Скоро появятся очертания сфинксов, охраняющих мост.
Особенно сфинксы пользуются повышенным интересом у молодых девушек. Согласно популярной городской легенде, девушка, которая потрёт лапу сфинкса, будет обязательно счастлива в любви. Чтобы проверить это, все девушки непременно приходят к сказочным сфинксам.
Красивые сфинксы. Прям как в Египте…