Возведённый в начале прошлого века Дворцовый мост — один из самых главных и значимых символов нашей Северной Пальмиры. Его название обусловлено расположением непосредственно рядом с Зимним дворцом — главной царской резиденцией.
Это уникальное инженерное сооружение соединяет два питерских острова — Васильевский и Адмиралтейский. Дворцовый мост — самый известный и узнаваемый мост Санкт-Петербурга. Два крыла его разводного пролёта изображены на множестве различных сувениров.
Содержание
Немного истории
Длительное время в створе Зимнего дворца для переправы через Неву использовались лодки, что, конечно, не могло устраивать жителей города. Городское население изначально пользовалось наплавным Исаакиевским мостом, надобность в котором отпала после ввода в эксплуатацию капитального Благовещенского моста. Царским указом от 1856 года переместили Исаакиевский мост на новое место. Так появился Дворцовый мост.
Временный мост
Временные мостовые переправы состояли из ряда плавучих опор, удерживаемых в заданном положении мощными якорями и береговыми оттяжками. Пролёты между плашкоутами перекрывались деревянными балками, по которым укладывался сплошной настил.
Дворцовый мост работал круглогодично, но при прохождении судов его приходилось каждый раз частично разбирать. Также повреждения мостовым конструкциям наносили ежегодные ледоходы и регулярные наводнения.
Кроме того, потребность в проведении ежегодных ремонтах возникала из-за петербургского климата. В результате, со временем часть старых плашкоутов стали просто тонуть. Необходимость строительства капитального мостового перехода была очевидна. В Городскую Управу стали поступать многочисленные прошения от горожан и различных организаций о скорейшем решении данного вопроса.
Проект моста
В 1901 году провели конкурс по проектированию Дворцового моста. Но из представленных 28 эскизов ни один не был одобрен. Проектные работы прервались в связи с начавшейся войной с Японией и революционными событиями 1905 года. О проведении нового конкурса было объявлено весной 1908 года.
Согласно новым техническим требованиям, проект должен был соответствовать следующим условиям:
- устройство разводного пролёта по центру речного русла;
- никаких иностранцев — все работы должны быть выполнены только русскими специалистами;
- обязательное использование исключительно местных материалов;
- в проекте должен задействован колорит русского зодчества;
- мост должен стать памятником, олицетворяющим мужество и благородство русского народа.
После подведения итогов победу присудили совместному проекту конструктора А. П. Пшеницкого и зодчего Мельцера Роберта-Фридриха. Конкурс на проведение подрядных работ выиграло «Общество Коломенских заводов».
Строительство мостового перехода планировали начать в конце 1911 г. с последующим вводом его в эксплуатацию в конце 1913 г.
Но эти планы не осуществились по следующим причинам:
Возникновение бесконечных прений по доработке архитектурных решений;
Более позднее начало работ;
Задержки поставки на подмосковный завод чугунного литья для изготовления арок;
Необходимость доставки готовых конструкций на объект по воде;
Сильнейшее наводнение в апреле 1914 года;
Начало Первой мировой.
Ввод в эксплуатацию
Монтаж мостовых конструкций завершили только к концу 1916 года, а архитектурное оформление моста даже не начали. Дело ограничилось установкой временного деревянного настила и простых чугунных столбов, на которых закрепили трамвайные провода и фонари освещения.
После проведения испытаний на проверку прочности и надёжности конструкций, для чего весь мост был испытан весом 34 грузовых автомобилей с грузом в каждом по 600 пудов, состоялась церемония открытия моста. Из-за продолжавшейся войны торжество было весьма скромным. Не присутствовали никто из царской семьи, а символическую ленточку перерезал его заместитель. 23 декабря — официальный день рождения Дворцового моста.
Конструктивные решения
Мостовой переход через Большую Неву обладает следующими техническими характеристиками:
Пять пролётов металлического моста объединены в неразрезную систему — 39 + 47 + 59 (разводной) + 47 + 39 м;
Разводная часть состоит из пары раскрывающихся крыльев. Каждое крыло уравновешивается подвешенными на шарнирах к нижней части противовесами. Разведение моста проводится при помощи электромеханического привода;
При разведении пролёта каждый противовес весом в 1400 т опускается на глубину 6 м от уровня реки в располагаемые специальные колодцы;
Неподвижные пролёты, попарно объединенные в неразрезную балочную систему, выполнены из сквозных металлических клепанных ферм;
Мостовой переход общей длиной 260,1 м;
Ширина проезда 27,8 м, движение автомобилей по шести полосам;
Два тротуара шириной по 2,85 м;
Проезд и пешеходные тротуары перекрыты настилом из лоткового железа, укрытым слоем бетонной смеси. На проезжей части по бетону уложено дорожное полотно, а на тротуарах покрытие из мелкозернистого асфальта;
На неподвижных пролётах гранитное ограждение высотой 45 см, на разводном — металл высотой 40 см;
Перила состоят из чугунных решётчатых панелей, украшенных художественным литьём, на мостовых опорах стоят парапеты из гранита;
28 фонарей освещают локацию моста, подвески контактной сети установлены на 16 художественно оформленных колонн, на среднем разводном пролёте контактную сеть подвесили на четырёх опорных столбах;
Фундаменты всех быков и устоя на левом берегу заполнили армированной бетонной смесью кессоны. Тело опор выполнили из уложенных железобетонных блоков, облицованных гранитными плитами. Устой на правом берегу стоит на фундаменте из деревянных свай. Выше ростверка выложили бутовую кладку. С верхней и низовой стороны от устоя имеются красивые спуски к реке с площадками, облицованными гранитом.
Проведенные реконструкции и капитальные ремонты
Из-за ведущихся военных действий Дворцовый мост приняли в эксплуатацию без устройства роскошной отделки, которая была предусмотрена проектом. Для этого в царской казне просто отсутствовали денежные ресурсы, а кроме того, не позволяла сложившаяся крайне напряжённая внешняя и внутренняя обстановка: постигшее Россию поражение в войне против Германии, возникшая в стране всеобщая смута, приведшая к Октябрьской революции.
Это было представлено российскому обществу как вынужденная временная мера. Но, как известно, ничто не может быть более постоянным, чем временное. К работам приступили в тридцатые годы уже при Советской власти.
Реконструкции и капитальные ремонты провели в следующие временные промежутки:
- В начале 39-го года заменили существующее перильное ограждение из дерева на чугунные решётчатые панели, украшенные советской символикой — изображением герба и знамён, пятиконечных звёзд и пшеничных колосьев;
- Композицию на решётках выполнили по эскизам архитектора Льва Носкова, а чугунное литьё исполнили под руководством талантливого ленинградского скульптора Игоря Крестовского. Проведение начавшихся работ прервала начавшаяся война, длительная блокада Ленинграда и необходимость восстановления в первую очередь городской инфраструктуры в послевоенные годы;
- Реконструкцию продолжили в начале 57-го года — на промежуточных кронштейнах и стойках установили гранитные парапеты;
- Следующий этап — проведение капитального ремонта в 67-м году. В результате отремонтированы оси вращения разводного механизма и обновлена гидроизоляция мостового сооружения;
- Через 10 лет существующий деревянный настил заменили современной ортотропной плитой, установили новые фонари, достроили опоры разводного пролёта и провели реконструкцию всей разводной части;
- Модернизацию переправы осуществил питерский инженер-мостостроитель Петров Юрий Александрович. С моста демонтировали трамвайные пути и добавили вечернюю иллюминацию. Ночную подсветку торжественно включили под салют пушек Петропавловской крепости;
- Последние реконструкции проводились в 2012 и 2013 годах. Осуществлен апгрейд старого электромеханического механизма подъема.
Дворцовый мост как один из самых популярных объектов для туристов
Рекордное количество туристов можно увидеть у Дворцового моста в период белых ночей. Людей привлекает процесс развода моста. Процесс, как правило, происходит дважды за ночь. Разведение мостовых крыльев происходит всего за пять минут, такое же время занимает приведение сооружения в первоначальное состояние. За ночь под разведённым пролётом проходят около 25 различных судов.
Каждую ночь на набережной по обе стороны от моста скапливаются многочисленные туристы, приезжающие сфотографироваться на фоне раздвигающихся крыльев моста. Для желающих увидеть это увлекательное зрелище с воды в городе организованы ночные теплоходные экскурсии, также к этому времени подъезжают многочисленные автобусные экскурсии.
Популярность шоу увеличивается при проведении различных фестивалей, в праздничные ночи разведённое крыло служит в качестве гигантского экрана площадью более 400 кв. м. Мост превращается в гигантский экран под ночным небом.
Романтическая составляющая Дворцового моста
Питерские девушки гадают на мосту на своего суженого. Для этого девушка бросает с него два цветка. На противоположной стороне моста стоит её подруга и наблюдает за выплывающими цветами. Одновременное появление цветков предрекает счастье с любимым.
У влюблённых существует и такой обычай. Молодожёны начинают целоваться, вступив на мост, и должны закончить поцелуй только в его конце. Выдержавшие это непременно проживут в браке долгую и счастливую жизнь.
Дворцовый мост входит во многие экскурсии по Санкт-Петербургу, который любят посещать путешественники по России. Мостовой переход передаёт историческую атмосферу Северной Пальмиры и является туристическим магнитом для гостей города.
Красивый мост. Большой и чистый..