Аничков мост

Аничков мост — мост четырёх коней

Одним из наиболее знаменитых мостовых сооружений Северной столицы является Аничков мост. Эта переправа через реку Фонтанка возведена прямо по оси центрального городского проспекта — Невского, соединяя острова Безымянный и Спасский.

Вечерний Аничков мост

Любимый петербуржцами и гостями города мост, невзирая на небольшие размеры, обладает собственной богатейшей историей, занесён в реестры объектов, являющихся культурным наследием РФ, и охраняется государством. При посещении Санкт-Петербурга туристы, которые выбирают путешествия по России, непременно гуляют по Аничкову мосту, любуясь рекой и историческими зданиями.

Краткий исторический экскурс

Первоначально через Фонтанку по створу Невского проспекта была организована паромная переправа, но со временем эта магистраль стала в городе центральной, интенсивность движения по которой постоянно возрастала.

А когда на левобережье Фонтанки приступили к строительству верфи, то необходимость сооружения постоянной переправы стала очевидна.

Начало строительства

Указ о возведении постоянного деревянного моста был издан Петром I в 1715 году. К строительству приступило адмиралтейское строительное подразделение под руководством подполковника Аничкова Михаила Осиповича, который стал и автором проекта, и главным строителем. В честь военного Аничкова М. О. сооружение и получило своё историческое название. Строительство Аничкова моста завершили летом 1716 года, и потратили из казны 50 царских рублей.

Табличка с название моста

Чертежи сооружения были утрачены, но о его конструктивных размерах можно судить по докладу о завершении строительства, который сохранился в архивах. Мостовой переход был длиной приблизительно 150 м, так как он перекрывал не только речное русло, но и всю заболоченную часть реки. Деревянный многопролетный балочный мост опирался на опоры из рядов свай, ширина проезда не позволяла разъехаться даже двум подводам.

Рисунок моста 17 век

Для пропуска через переправу мачтовых кораблей проезжая часть судоходного пролёта перекрывалась специальными подъёмными щитами из дерева, которые при проходе судов вручную снимались, а затем укладывались обратно на прежнее место. Для придания сооружению достойного столицы вида мостовые структуры облицовывались деревянным тёсом, разрисованными под каменную кладку. Такие решения были модным веянием того времени.

В дальнейшем, практически до конца XVIII столетия, мост постоянно перестраивался, реставрировался и усиливался, так:

Уже через пять лет переправу коренным образом перестроили. Реконструкция была выполнена по проекту известного голландского мастера Харман ван Болос и знаменитого архитектора из Швейцарии Доменико Трезини. В качестве рабочей силы использовались арестанты;

Мостовое сооружение несколько расширили и выполнили 18-пролётным. Центральная часть поднималась вручную при помощи рычажного механизма в виде коромысла с балансиром;

В середине 1723 г. деревянное перильное ограждение было покрашено в яркий алый цвет;

Спустя три года осуществлён капитальный ремонт мостовых конструкций, а перед въездом на мост построили караульный дом и установили шлагбаум. Днём всех проезжающих в город стали подвергать проверке паспортов и установили обязательную плату за въезд. Кроме денег, оплата принималась и камнями, нужными для мощения городских улиц. Ночью проезд перекрывался;

Через пять лет мостовой переход был расширен до такой же ширины, как и сам проспект, а в 1741 г. персидский шах подарил российской императрице 14 индийских слонов, которые было решено провести по городскому центру и показать их всему народу. Для прохождения слонов по мосту пришлось выполнить усиление конструкций проезжей части.

Фото Аничкова моста

В 1749 г. Аничков мост полностью разобрали. На его месте соорудили новый мостовой переход по проекту российского архитектора Семёна Артемьевича Волкова. Это было типовое для той эпохи мостовое сооружение:

  • опоры на фундаментах из деревянных свай;
  • тело промежуточных опор — заполненные камнем ряжи из брёвен;
  • пролёты перекрывались восемнадцатью деревянными арками простой балочной системы, так как река под мостом была не судоходна, разводная часть отсутствовала;
  • перила состояли из расположенных между массивных тумб фигурных деревянных балясин. Поверху тумб были установлены декоративные вазы шаровидной формы;
  • с каждой стороны мостовой переправы установили на деревянных высоких колонах фонари освещения.

Каменный Аничков мост

Масштабные работы по расчистке и обустройству реки Фонтанки начались в 1780-х годах. В это время были сооружены семь однотипных переправ из камня. Пролёты на мостах делали деревянными и устанавливали типовые башни на промежуточных опорах. Скорей всего, автором этих проектов был знаменитый французский мостостроитель Жан-Родольф Перроне.

СССР - 60 годы Аничков мост

А через три года приступили к коренной перестройке и Аничкова моста. За два года провели следующие работы:

1. Трёхпролётный мост стал каменным.

2. Одинаковые по длине боковые пролёты перекрывались каменными коробчатыми сводами, посередине располагался разводной деревянный пролёт, через который пропускались грузовые баржи и небольшие парусные суда.

3. Парапеты боковых пролётов были из камня, а на среднем, в виде лёгкой решётки, из металла.

4. На быках красовались четыре башни из гранита, между которыми протянулись массивные цепи разводной системы.

5. На краях устоев установили обелиски из камня, на каждом из которых построили по два оригинальных фонаря освещения.

Вид на решётки моста

В 1832 г. инженер Василий Петрович Гурьев предложил устроить проезд по мосту из деревянных торцевых шестигранных шашек, обтёсанных чурбачков толщиной 18 см. По проекту учёного таким «паркетом» уже заменили булыжные мостовые на основных столичных улицах и площадях. Такое мощение обеспечивало плавность и бесшумность перемещения транспортных средств.

Современный вид Аничкова мостового перехода

В 1841 году старую переправу полностью разобрали, и на её месте в рекордные сроки возвели новый мост. Проект мостового перехода был разработан российским архитектором Буттацем Иваном Фёдоровичем совместно с инженером Редером Александром Христофоровичем.

Фото моста

Генеральным подрядчиком строительства стал известный карельский предприниматель Пименов Марк Пименович. Северный магнат предложил наиболее выгодный для царской казны контракт. Непосредственно работами руководили российские инженеры Н. Дершау и А. Соболев.
Технический надзор осуществлял специально созданный комитет, возглавляемый генерал-лейтенантом Андреем Даниловичем Готманом.

Вид на Аничков мост

Пролёты трёхпролётного каменного моста перекрывались кирпичными сводами с пологим криволинейным очертанием. Тело мостовых опор и пролётные строения были облицованы плитами из розового гранита. Литые чугунные перила украшали изображения морских коньков и русалок. Барельефы разработал немецкий архитектор К. Шинкель. Такие же решётки были у берлинского моста.

Скульптуры коней на мосту

На устоях были установлены гранитные пьедесталы, на которых в дальнейшем планировалась установка оригинальных скульптурных групп. Стоимость выполненных работ составила 195294 рублей серебром. В 1860 г. на мостовой проезжей части были проложены рельсы, по которым ходила конка.

Шедевр скульптора Клодта Петра Карловича

Аничков мост не отличается оригинальным техническим исполнением и не является архитектурным совершенством. Подлинным украшением Северной Пальмиры и одним из самых известных изображений на сувенирной продукции его сделали великолепные скульптуры.
Аничков мост

Первоначально скульптор Клодт П. К. хотел расположить четыре конные группы по две в каждом устое моста.

Каждая группа, по замыслу скульптора, должна была представлять отдельную стадию процесса укрощения дикого коня: от первой попытки обуздания, в которой исход пока неясен, до полного подчинения воле человека.

Аничков мост

Клодт собственноручно отливал фрагменты конных фигур в бронзе, для чего ему пришлось овладеть мастерством бронзолитейщиков. Великолепно выполненные конные скульптуры, стоящие на высоких гранитных постаментах, поражали своей выразительностью. Это обеспечило им совершенно невероятный успех.

Вид на Аничков мост

Вечерний Аничков мост

Описывать словами эти великолепные творения подлинного мастера — труд неблагодарный и даже бесполезный, их нужно обязательно увидеть. Каждый гость Северной столицы должен непременно пройти по всему мосту и постоять на каждом его береговом устое, наслаждаясь величественными скульптурами.

Аничков мост

Вид на Аничков мост

В октябре 1941 года, когда враг подошёл вплотную к Ленинграду и начались постоянные обстрелы городских кварталов, уникальные скульптуры были спрятаны. В выдолбленные земляные ямы помещали в деревянном ящике смазанную тавотом и бережно обклеенную бумагой каждую конную фигуру. И это в то время, когда в городе массово гибли люди.

Реконструкции и капитальные ремонты

Серьёзные дефекты в конструкции сооружения обнаружились почти сразу после перестройки моста. Возникшие деформации сводов вынудили в 1902 году ограничить допустимые нагрузки на мост до 600 пудов. Далее выполнялось усиление мостовых конструкций и периодические ремонты. Также проложили рельсы трамвайных путей и установили приборы освещения.

Современный Аничков мост

Через четыре года были начаты работы по капитальному ремонту, продлившиеся два около двух лет. Движение по мостовой переправе и судоходство в это время не прерывалось. К исполнению утвердили проект, разработанный двумя российскими военными инженерами — Бобровским Сергеем Павловичем и Кривошеиным Григорием Григорьевичем, предусматривающий сохранение первоначального архитектурного вида мостового сооружения.

Всеми восстановительными работами непосредственное руководил знаменитый академик Щусев Павел Викторович.

В 1938 г. старое торцовое мощение деревянными чурбачками заменили асфальтом, а летом 1951 г. убрали рельсы трамвайных путей.

Аничков мост

В девяностых годах отлили из чугуна и установили копии решёток старого перильного ограждения.

Значительные восстановительные работы на Аничковом мосту проводились с 2007 г. в течение года.

Современные размеры моста:

  • длина по задним граням устоев составляет 50 м;
  • ширина между перилами 38,2 м;
  • с обеих сторон тротуары для пешеходов.

Аничков мост — одна из красивейших достопримечательностей Северной Пальмиры

Аничков мост является одним из самых любимых мест для посещения горожанами и гостями города. Здесь в любое время года находится много людей, которые любуются конными скульптурами и окружающей панорамой. Многие туристические фирмы включают посещение моста в состав своих автобусных и пешеходных экскурсий. Также рядом с переправой располагается речной пирс, откуда регулярно отплывают туристические катера и теплоходы. Фото, сделанные с воды, имеют особенную прелесть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия по России
Комментарии: 2
  1. Елена

    Красивый мост, а кони прям как настоящие…

    1. Alekc (автор)

      Да Лен, красивые скульптуры)))

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: